Я хотела не думать, но не вышло: беседы с Элуэ на это реально сподвигают!
(прости за третее лицо, просто хочется и с остальными поделиться ^____^"")Она протипировала Сару и Джарета как Донку и Гамлета, объяснив этим то, почему Джаретовские ужимки и прыжки не произвели должного эффекта:
Что же делает Джарет? Он, в рамках программы своей квадры, предлагает/навязывает ей виктимно-агрессорские игры. Причём для второй квадры его поведение совершенно правильное. Но неприемлемое для первой. ЧС в первой квадре не ценится. Зато ценится семья. И вот по этой одной из самых важных первоквадренных ценностей Джарет наносит удар. Это и удар по БЭ. Доны такого не терпят и не прощают. Но это ответило только на часть вопросов, и я попыталась, возьмя за основу уже выработанные/потыренные идеи, сформулировать то, как эту ситуацию вижу я.
читать дальше
Джарет, пытаясь покорить Сару, действительно играет не по тем правилам, которые она может принять, из-за чего в конце и происходит epic fail. Но сказать, что все его попытки были тщетны, тоже неправильно: в сцене бала ему почти удается взять верх. Да, галлюциногенные фрукты тоже дают о себе знать и не сбрасываются со счета, но то, что Джарет произвел на Сару большое впечатление, слишком очевидно.
Почему? Мне кажется, потому, что Сара сама этого (в глубоооком подсознании) хотела: в фильме несколько раз фигурирует музыкальная шкатулка, которую связывают с Сариными мечтами, из нее рождается мотив бала и образ Сары в роскошном бальном платье. В Inside the Labyrinth Хэнсон говорит очень интересную вещь: We were trying to create a kind of an adult world ... Sarah is still a child and she's walking into a very adult situation where she knows she's too young to be there. It's something that's attractive to her and it's also repelling. А раз понимает и осознает, но все равно мечтает, то мотив взросления, упомянутый во второй рецензии, приобретает законное право на жизнь. Я согласна, к этому аспекту все не сводится, но сбрасывать его со счета тоже не нужно (мне так просто не хочется - для меня эта сторона их взаимоотношений - средоточие эмоционального и сенсорного напряжения, и без этого фильм был бы более блеклым).
И тут я выхожу на вопрос, который меня довольно сильно беспокоит, к кому из них его не прилагай: почему? Для Сары это выглядит так:
Сара зачитывается книжкой про Лабиринт, у нее в комнате статуэтка Джарета, подставка под книги в виде Хаггла, игрушки Лудо и Дидимуса, собака - копия той, на которой последний ездит. Она воображает себя героиней этой истории: предыстрою со злобной мачехой разыгрывает своими силами, а вот дальше ... дальше все происходит ровно так, как она и хотела - Джарет приводит список в конце фильма, и игрушки буквально сходят с полок, чтобы стать реальными. Более того, выходит, что то, что Джарет влюблен в нее - тоже ее желание! Которое она прекрасно осознает, еще когда в начале рассказывает Тоби сказку: But what no one knew was that the goblin king fell in love with her and gave her certain powers.
Безусловно, фишка в том, что это льстит ее самомнению, но после сцены на балу говорить, что дело исключительно в этом, - сложно: ее, утрируя, пытались соблазнить и эта идея, как мне кажется, присутствовала в ее позсознании.
Для того, что Джарет мог подстроить все с начала до конца, слишком много совпадений. (А я приверженный адепт Поиска Глубинного Смысла: если авторы провели столько параллелей между Лабиринтом и окружением Сары, значит, это о чем-нибудь да говорит). Из чего я делаю вывод: не было никакого Короля Гоблинов из параллельного/подземного мира, Сара создала его, a priori влюбленного в нее, и весь лабиринт силой своей фантазии. Поэтому все, что с ней произошло, не могло и не было для нее неожиданностью.
Могла ли история закончиться по-другому, тем, что Сара (ну а вдруг?) поддалась, проиграла бы Джарету? (Что, несомненно, обернулось бы катастрофой, не говоря о том, что такое развитие событий невозможно в рамках жанра данного фильма). Или все было предрешено заранее строчкой "You have no power over me" - с нее началось и ей и обязано было закончиться - тут можно только гадать. (Я голосую за первое, иначе ситуация интеллектуально противостояния, как об этом говорит Боуи в интервью, начисто обесценивается. Фатум в литературе штука не самая веселая... Тем более, что он отбирает у Джарета право на свободу личности, порят настроение его фанаткам).
И в результате я прихожу к такому же выводу, что и ~-Alice-~:
Пройдя через трудности лабиринта она наконец-то становится полноценной личностью ... она выбирает реальность, где, отныне, у неё все получится, где она сможет реализовать себя сама, своими силами, где её собственное Я будет меняться вместе с миром, а не мир будет подстраиваться под неё
- которые, с упором на слово "реальность" и "подстраиваться", и заставили меня направить мысли на данный предмет и в результате прийти к вышеописанному заключению.
А еще я где-то читала (и не дочитала из-за боязни спойлеров) комментарий к новелле по фильму, в которой говорилось про сову, которая хотела стать Джарретом. Вспомнить бы, где?..
Да, а внешность для Джарета Сара сфантазировала, вероятно, по образу и подобию того Боуи-знакомого/возлюбленного ее матери, который висит у нее фото на зеркале (прямо как дедушка Фрейд прописал
)
(а еще, когда на меня накатывают приступ неадеквата, я из-за этого контекста выпадаю в осадок от фразы Джарета про Тоби: I think I'll call him Jareth. He's got my eyes. Но это только крэк, ничего серьезного, правда. Честно-честно!
)
