Роксик прочитала «Украденный трон» и «Призыв» и сейчас будет плеваться ядом, някая в перерывах.
Собственно, плеваться ядом я изначально не собиралась: я прочитала «Призыв» (ибо Дункан! И Архитектор! И целый выводок СС! Ну ня же!) и осталась довольна. Не бог весть что в плане языка, но с точки зрения сюжета и композиции придирки возникали только по мелочам. А потом меня дернуло собрать информацию о датах и возрасте персонажей. Собрала и поняла, что если выясню, в каком году Мэрик с Логейном попали на Глубинные Тропы, то смогу точно сказать, сколько лет было Алистеру, Дункану и Кайлану на момент ДАО. DAwiki мне не помогла, и пришлось читать «Трон». И я читала все следующие сутки, покрываясь многочисленными фэйспалмами. (Даты и возраст - в конце поста).
Две вещи у Гейдера не получаются от слова совсем:
композиция растянутого по времени сюжета и
романтика.
Собственно, об этих двух компонентах«Призыву» повезло: его события укладываются в неделю-две. «Трон» обнимает почти четыре года. Да, не везде все плохо: например, разговор с гномом-контрабандистом и возвращение в лагерь с последующим обменом новостями (после поражения у Западного холма) вполне себе кинематографичны. Но вот ввернутое несколькими главами ранее «и вот так они жили следующие три года» до сих пор выводит меня из себя - и так из повествования выпадают целые месяцы. Мозгом я понимаю, что и как происходило в это время. Но в теле книги эти швы сшиты белыми нитками, и раздражает это неимоверно.
И я реально волнуюсь за Asunder. Если Рис влипнет в революцию магов, сюжет опять будет монументален, эпичен и наверняка ущербен((
Далее, романтика. Возьмем «Призыв»: пейринг там один, Мэрик/Фиона. Гейдер молодец, он очень последовательно описал, как и почему утихает ненависти Фионы (причины этой ненависти осознаются читателем уже задним числом, после Тени, одобряю), и Фионин вывод «а все-таки он хороший человек» вполне себе верибелен. А потом «хороший человек» и Фиона внезапно! понимают, как они хотят друг друга, и девять месяцев спустя случается Алистер (и нет, я не верю, что у Мэрика есть еще один сынок-бастард!).
А теперь представьте себе все то же самое, но с четыремя действующими лицами и без верибельной психологии. Поздравляю, вы осознали весь ужас, который я испытывала при каждой любовной сцене в «Троне»!
Нет, я не могу удержаться, я разовью мысль: возьмем первую же сцену после взятия Гварена. Саммари: Кэтриэль идет домогаться Мэрика; Рован (нравится мне больше, чем Роуэн), наблюдающая за этим, в отчаянии хочет бежать в леса. Логейн мягко намекает ей, что о, моя дорогая, плюньте вы на Мэрика, когда тут рядом такой мужчина пропадает! Рован его посылает, и на этот раз в леса, с куда большей целеустремленностью, пытается драпануть уже Логейн.
Смотрим: Кэтриэль > Мэрик оправдано сюжетно (спасибо, что о профессии и партзадании эльфийки нам сообщили заранее, иначе это сцена точно стоила бы мне нескольких лет жизни). Мэрик > Кэтриэль вроде тоже понятно, потому что то, что Мэрик is a weak, weak man, мы уже давно поняли. На фоне этого Рован > Мэрик чуть более, чем полностью внезапно, потому что если там были какие-то чувства до этого, Гейдер нам об этом не сообщил. А если это все стресс после домогательства орлейского мага, то тема не раскрыта. А вот чем, по понятиям Гейдера, должно объясняться Логейн > Рован, для нас так навсегда и останется загадкой. Просто потому, что как полноценный персонаж Логейн функционировал от силы страниц тридцать, но об этом ниже.
Окей, я готова согласиться с тем, что дальнейшее развитие отношений в этом четырехугольнике завязано на ревность и обиду Рован – и то, что Мэрик в порыве самопожертвования пытался отказаться от Кэтриэль, и то, что сама Рован в итоге отдалась Логейну (на камнях на ГТ! Им же, бедным, поди, жестко было! ), но, имхо, шока от первой сцены хватает на весь остаток книги.
Очень надеюсь, что у сынка Винн среди всех этих магических революций не будет времени крутить романы.
…хотя что это я, это же Гейдер, у него этим можно заниматься даже с открытыми ранами и переломанными костями…
Итак, мы нашли два слабых места Гейдера и отметили для себя, что, завалив композицию сюжета и любовные линии в «Троне», он умудрился почти не повторить старых ошибок в «Призыве». Пойдем дальше и поговорим о
психологизме.
Бухтение про «Трон»
Скажу сразу, что в «Троне» его отчаянно не хватает – персонажи не выписаны и выходят если не совсем картонными, то однобокими уж точно.
И при этом зачатки психологизма в книге есть: так, например, мне понравились первые 15 страниц: есть Мэрик, есть критическая ситуация, есть его внутренние монологи, несобственно-прямая речь, удачно увязанные с последними двумя флэшбэки и вытекающие из этого психологические реакции на происходящие вокруг события. В итоге создается цельный, яркий образ непутевого загнанного в угол юноши-максималиста, все равно отчаянно хотящего жить. Я всячески одобряю!
Появляется Логейн. Характер его обрисован скупо, мысли показаны мало, прошлое не показано совсем (да и на оставшихся страницах не особо раскрывается). Но я еще надеюсь на лучшее.
И что же дальше? Герои попадают в лагерь беженцев, убегают от облавы и пускаются во все тяжкие, натыкаясь по пути на целые рояли долийцев, беженцев, легендарных ведьм, орлейских бардов, гномов, пауков, ПТ и многих-многих других. Если забыть о выпадающих из повествования месяцах и годах, движухи в книге предостаточно (вот что у Гейдера получается – так это боевки. Никогда не любила военные действия, но по крайней мере сражения на ГТ захватывают). И с каждым шагом внутренний мир героев все сжимается и сжимается: все меньше показано мыслей, все больше акцент делается на действия. А в конце книги мыслей, а тем более чувств не остается совсем, получается какая-то хрень в стиле «пришел – увидел – победил». И нам остается только гадать, о чем там думала Рован, когда шла к Мэрику, напялив платье?.. Чем руководствовался Логейн, помогая Мэрику? А когда пытался сбежать? А когда домогался Рован?.. И зачем, спрашивается, отдал после этого обратно Мэрику, погубив Катриэль?.. И почему Рован, такая сильная и воинственная, с этим всем молча мирилась?.. Я уж не говорю о самом большом ЧЗХ: что и как порещелкнуло в мозгу Мэрика после смерти Кэтриэль, да так, что да конца книги он только и делал, что хладнокровно убивал своих врагов?
И нет, это все – не прием умолчания, рассчитанный на то, что читатель посидит, подумает и сам найдет ответы. Это банальное неумение показать, а что же там действительно творится в мозгу или хотя бы в душе у этих персонажей!
Скажете, что я придираюсь? Скажете, автор не обязан нам все это раскрыть? Уж извините, он изначально заявил о себе как о всеведущем повествователе, вхожем в мысли своих героев. И сам нарисовал ряд ситуаций, в которых отсутствие должной мотивации (то, что логика там рядом не стояла, как бы, подразумевается без слов) – настоящее преступление! Создал любовный четырехугольник – так обоснуй его! Не можешь вытянуть тему обреченного мятежа за счет деталей и атмосферы – попытайся хоть показать драму главных героев! Заставляешь своих персонажей пережить кризис и измениться – так покажи это изменение, а не констатируй его!!
Но этого нам было не суждено дождаться…Уже более жизнеутверждающе про Призыв
И я снова с удовлетворением замечаю, что в «Призыве» Гейдер сделал вывод из своих ошибок: он не бросает своих персонажей на полпути. Он аккуратно, не торопясь, вплетает в ткань повествования размышления и флэшбэки персонажей, фиксируя «камеру» за плечом то у одного, то у другого, частенько беря более общие планы, чтобы ввернуть историко-культурологический комментарий или добавить детали, которые персонажи не могли заметить. Если автор не собирается глубоко копаться в характере персонажа – он опишет его со стороны, но не будет пропускать события через его призму восприятия (т.е. он не будет писать «Келль поднял глаза на потолок и увидел… и подумал…» - для этого используется один из главных персонажей – Мэрик, Дункан или Фиона). Плюсом является и фильтрация информации: к истории о Гае или о садисте-орлесианце нас подводят постепенно. Ну и, конечно, путешествие в Тень стало завершающей нотой. Прием уже стал бояном, но здесь пришелся очень к месту.
Я могу поворчать на то, что переломные моменты повисают в воздухе: так, мне совершенно непонятно, почему Ута рванулась к Архитектору – в моем понимании, это не должно вязать с так много раз подчеркнутой чувствительностью и человечностью. Меня до сих пор озадачивает резкость смены отношения Дункана к Женевьеве от страха-обожания до почти презрения. Ну, и то злополучное Мэрик/Фиона. К счастью, таких моментов мало.Возможно, я была слишком субъективна, и мне стоило подождать с этой псевдо-рецензией до того, как пройдет первое впечатление от «Трона». Тем не менее факты остаются фактами: «Трон» действительно есть, за что ругать. А вот недостатки «Призыва» познаются скорее в сравнении, когда читателю уже известны слабые места стиля Гейдера. Но я опять с удовольствием отмечу: книга построена так, чтобы эти недостатки скрыть, и Гейдеру действительно удалось не повторить старых ошибок. Написана она гладко, и спотыкаться не приходится.
Очень надеюсь, что он сделал это сознательно. Что ж, Asunder покажет.
Ну, и несколько рэндомных ня! напоследок
Ну, и несколько рэндомных ня! напоследок.
Хорошо, что я уже успела раньше поучаствовать в дискуссии «а хороший ли Дункан человек?» (ибо никого я не уважала в ДАО так сильно, как его, из-за чего и начала протестовать против самой постановки вопроса). А то бы мне порвало шаблон. Потому что в то, что Дункан из «Призыва» и Дункан из ДАО – один и тот же человек, мне верится с огромным трудом. Нет, Дункан из «Призыва» мне нравится. Но скорее «вопреки» - потому, что я знаю, в кого он вырастет. (А наглые роги а ля Зевран – безусловно, милые и жизнерадостные ребята, но неизменно вызывают у меня подозрение). Что ж, еще один повод для восхищения.
Огромный +1 за тусовку Стражей. Фиона поначалу немного раздражала, но Келль, Ута и Жюльен вызывают исключительно теплые эмоции. А Женевьеву я начала представлять себе с лицом Мередит уже на первой строчке ее портрета, бгг! Ох уж этот Гейдер с его любовью к бой-бабам!)))
А Архитектор такой Архитектор. И хочется ему верить, и колется, и чем дальше, тем больше. Кстати о нем: я вспомнила, что в концовке ДАА возмутило меня больше всего: то, что Архи от нас немедленно удрал, даже не попросив отправить тапочки лабораторию в Вендинге по почте. А я-то надеялась на нормальное сотрудничество, ну или хотя бы выяснение отношений… ага, щаз, было бы у нас выяснение отношений. Со всем орден Серых Стражей - после таких-то новостей с Глубинный троп!">
И, собственно, что я насчитала:
8:96
Смерть Мойры, начало событий «Украденного трона»
Мэрику и Логейну по 18
8:99
Битва за Гварен (~лето), поражение у Западного холма и поход на ГТ (~осень), вторая битва за Гварен (конец осени), Битва на реке Дейн (начало зимы).
Мэрику и Логейну по 21
Смерть Катриэль
Эамону 15, Тегану 8
9:02
Поражение Мегрена, освобождение Денерима
Рождение Кайлана
9:04
Смерть Рован, визит Мэрика в Орзаммар
9:07
События «Призыва» (зима)
Мэрику и Логейну по 29
Кайлану 5
Дункану ~18, Фионе ~20
Рождение Алистера (~осень)
9:12
Кайлану 10, коронация императрицы Селины, первое посольство в Ферелден
+9:30
Пятый Мор
Алистеру 23, Кайлану 28, Тегану 39, Дункану ~41, Аэмону 46, Логейну 52З.Ы. Ой, чуть не забыла! Я же просто обязана отдать должное выносливости Серых Стражей! Никто еще на моей памяти так резво не скакал на вывихнутых ногах и не махал так бодро оружием в сломанных руках! Мужыки, уважаю!